«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Новая школа - это школа для всех.
В «МБОУ «Лицей «Бригантина» обеспечивается социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создаются специальные условия.
Адаптированный вход в школу
Имеются: световой маяк, информационное табло, контрастный жёлтый круг для обозначения препятствия, тактильная вывеска организации с режимом работы, перила для входной группы из нержавеющей стали, пандус, Двери в школу открываются в противоположную сторону от пандуса, чтобы ребенок на коляске мог беспрепятственно скатиться вниз.
Обозначено место стоянки (парковки) транспортных средств расположенной на участке около здания для людей с инвалидностью
Необходимо вход в школу оборудовать звонком для предупреждения охраны.
Внутреннее пространство школы
Лестницы оборудованы перилами. Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов в учреждении не менее 80 - 85 см, что позволяет ребёнку на инвалидной коляске беспрепятственно пройти. В школе имеется в наличии кресло для передвижения
Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.
Для детей-инвалидов по зрению предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки.
Школьная раздевалка
Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
Школьная столовая
В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м.
Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
Школьный туалет
Оборудована доступная кабина размер её не менее: ширина -1,65м, глубина - 2,2м, ширина двери - 0,9м. В кабине сбоку от унитаза предусмотрено пространство рядом с унитазом для размещения кресла-коляски.
В кабине имеется свободное пространство для разворота кресла-коляски. Двери открываются наружу. Предусмотрена одна специализированная туалетная кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников).
Спортивный зал
Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину
целиком.
Школьная библиотека
В читальном зале школьной библиотеки предусмотрены условия для выдачи книг на уровня не выше 70 см. Имеются столы на такой высоте.
Классные кабинеты
В учебных классах ребенку-инвалиду, в случае необходимости, создаётся дополнительное пространство для свободного перемещения.
Территория школы
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.
Сенсорная комната
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.